клуб

female

женских

single combat

единоборств

club










Они делали историю



Бойцы призового ринга

Элизабет Вилкинсон-Стокс

Bare-Knuckled fighter
Так представлен собирательный образ Элизабет Вилкинсон Стокс и других британских бойчих 18-го века
в документальной программе 2010 года британского Исторического канала "Бойцовский клуб. История насилия".
Фото из газеты Telegraph


English Version


Рукопашные бои за приз – старейшее развлечение британцев обоего пола, популярное и по сей день.
Рукопашные бои за приз один на один - истинно народный спорт и забава в Британии.


James Figg
Джеймс Фигг, основоположник и промоутер спортивного бокса.
Wikipedia

Когда дрались на кулаках простые мужики и бабы, большого значения этому не придавали. Но об этом стали писать, поскольку этим спортом заинтересовались высшие сословия. В начале 18 столетия из боев за приз родился спортивный бокс на голых кулаках, отцом-основателем которого считается промоутер бокса Джеймс Фигг.

pugilists
Боксерский поединок, работа Томаса Роуландсона, 1812
All Posters

Организованный кулачный бой, или бокс, возник в начале 18 века и с тех пор прошел несколько периодов своего развития. В 1700-х годах Джеймс Фигг открыл в Лондоне "Школу единоборства и самообороны". Фигг считается отличным боксером, хотя, на самом деле, он был первым промоутером бокса как спорта и зрелища, а также искусным бойцом на мечах и боевых палках (квотерстафф и каджел)*. Стараниями Фигга этот вид спорта, в котором раньше использовались удары руками, ногами и борцовские приемы, превратился в искусство чисто кулачного боя. В те времена не было весовых категорий, боксерских перчаток, предельного количества раундов и перерывов для отдыха.

Хотя Джеймс Фигг считается первым чемпионом по боксу, сам он в основном участвовал в поединках с оружием, но на арене, которой он владел, под его руководством и участии организовывались кулачные бои. Поэтому его по праву называют отцом бокса. Но есть у бокса и бесспорная мать, но о ней чуть позже…

В 1743 году ученик Джеймса Фигга, Джек Бротон, известный теперь как "Отец английского бокса", впервые обнародовал созданные им "Правила Бротона", которые вскоре стали стандартными правилами бокса. Согласно этим правилам, раунд заканчивался, если один из бойцов был сбит с ног или выброшен за пределы ринга. Бой завершался, если один из бойцов не мог оправиться от нокдауна в течение 30 секунд. Боксерский поединок мог завершиться нокаутом, капитуляцией или вмешательством полиции. Правила Бротона действовали до 1839 года, когда вступили в силу лондонские правила призового ринга, по которым поединки стали вестись на квадратном ринге площадью 24 квадратных фута, ограниченном канатами.

Как только широкая публика узнала о существовании кулачного боя как спорта, она также узнала, что им уже занимаются не только мужчины.

В книге "Путешествие авантюриста" Мартина Ногу, опубликованной в 1728 году, сообщается о бое двух женщин, "раздетых до пояса". Джеймс Пеллер Малколм в своем сборнике "Манеры и традиции Лондона" собрал большое количество упоминаний о кулачных бойцах женского пола, выступавших в двух традиционных местах в Лондоне, где проводились различные единоборства - в "Хоккее на яме" и в "Амфитеатре" Джеймса Фигга.

Этот старинный бокс за приз в исполнении женщин, на самом деле, был ближе к кикбоксингу с элементами борьбы, чем к современному боксу. В соответствии с тогдашними правилами, женщинам дозволялось наносить удары кулаками, использовать стопы и колени для ударов в любую часть тела. Они также могли терзать, царапать и бросать друг друга. Следствием этого были серьезные ранения одной или обеих участниц. В те времена боксерские матчи были кровавыми, и кулачные бои среди женщин из низших сословий велись без перчаток и "до победного конца". Иногда боксерши выступали обнаженными до пояса.

В 18 веке бокс приобрел популярность в Британии - и мужчины и женщины низших сословий дрались за приз (а иногда и для куража). Но особенно популярен бокс стал у мужчин-аристократов (знатные дамы естественно на кулаках не дрались - это было делом простолюдинок; впрочем, на фрагменте одной из гравюр дерутся две дамы-болельщицы на боксерском матче в аристократическом доме).

Образ кровожадной, агрессивной, потной, окровавленной (и часто гологрудой) женщины выражал волнующее животное начало и страсть. Этот образ щекотал чувства мужской аудитории, но, в то же время, решительно опровергал устоявшееся мнение о женском поле как о пассивном, мягком и слабом.

Из-за относительно небольшого количества женщин, способных драться, женщины бывало выходили против мужчин, и иногда их побеждали, но чаще женщины получали серьезные травмы. При сильных повреждениях швы накладывались на месте, чтобы бой мог быть продолжен, даже со сломанными носами и челюстями, выбитыми зубами и подбитыми глазами.

Bare knuckle prize fight
Бой на голых кулаках
Работа Kirby

Первый запротоколированный женский боксерский матч на голых кулаках состоялся в 1722 году в Лондоне, в Пансионе (рядом с современной Оксфордской площадью), в котором Элизабет Вилкинсон, 'городская чемпионка', победила некую Марту Джонс. Элизабет Вилкинсон считается первой зарегистрированной чемпионкой в кулачном бою.

Позже, Элизабет Вилкинсон вышла замуж за некоего Джеймса Стокса, который владел боксерским павильоном на Айлингтон Роуд в Лондоне и являлся конкурентом Джеймса Фигга. Элизабет Стокс успешно выступала в павильоне мужа и называла себя "европейской чемпионкой". На самом деле, в то время она уже дралась не столько с помощью кулаков, сколько с разными видами холодного оружия, такими как кинжал, легкая рапира, каджел (короткая палка, палица) и квотерстафф (боевой шест).

Fistfight Это было время, когда на лондонских аренах разрешили проводить запрещенные до этого бои за приз на голых гулаках. Они несомненно отличались от традиционных фехтовальных поединков (со шпагой или палкой) тем, что в них необходимо было проявлять мужество в непосредственном кулачном бою. Тони Ги, исследуя раннюю историю кулачного боя за приз, обнаружил, что в 1720х годах Элизабет Стокс являла собой редкий пример бойца, способного драться на обеих аренах, в равной степени успешно, с оружием и на кулаках. Он писал следующее: "Вопреки распространенному представлению, от бойцов никогда не требовалось, чтобы они выступали в обеих дисциплинах, хотя случалось, что боксерский поединок бывал вторым номером после боя с оружием. Элизабет Стокс первоначально участвовала в единоборствах "двое на двое", в которых она время от времени дралась на пару со своим мужем против других пар. В таких "смешанных" поединках женщинам дозволялось драться только друг с другом и никогда - с мужчинами. Однако, независимо от того, дралась ли она один на один или в паре, Элизабет Стокс всегда объявляла о своих кулачных поединках как об "индивидуальных". Мало кто сомневается, что в XVIII и XIX столетиях женщины боксировали за приз, однако такие бои редко протоколировались и не воспринимались серьезно комментаторами того времени, а поздее – историками.


Еще об Элизабет Вилкинсон Стокс

Elizabeth Wilkinson
Элизабет Стокс в документальной программе "История насилия".
Telegraph"

Challenge by Elizabeth Wilkinson К сожалению, не так много известно о жизни Элизабет Вилкинсон Стокс, этой удивительной и выдающейся спортсменки, основательницы и изобретательницы особого женского стиля в боевых искусствах. Она - первая известная боксерша и участница "смешанных боевых искусств" (которыми тогда называли поединки с различными видами оружия). Надо отметить, что женские кулачные бои были тогда по сути ближе к современному ММА, чем к современному боксу. Элизабет дралась на улицах, на спортивных аренах и в театрах Англии – как против женщин, так и против мужчин – на кулаках и с оружием (шпага, легкая рапира, квотерстафф, кинжал, каджел и другими видами).

Сохранившиеся документы содержат немного деталей о жизни Вилкинсон. Хотя подробности её детства и её семьи остаются тайной, известно что она происходит из английского рабочего класса, что было типично для боксеров восемнадцатого века.

Элизабет родилась приблизительно в 1700 году и называла себя "уроженкой знаменитого города Лондона". До конца не ясно, является ли Вилкинсон её фамилией по рождению. В книге 1735 годв "Жизнеописание наиболее известных преступников" описана жизнь и преступления некоего Роберта Вилкинсона, призового бойца, пользовавшегося дурной славой вора и убицы, повешенного за свои преступления в 1722 году. Любопытно, что раздел, описывающий жизнь Роберта Вилкинсона, заканчивается врезкой газетного сообщения о событии, происшедшем через несколько дней после казни Роберта. В этом документе впервые содержится упоминание о Элизабет Вилкинсон. В нём сообщается о том, что Элизабет Вилкинсон вызывает на поединок на ринге некую Ханну Хайфилд.Поскольку автор не даёт никаких комментариев к этому сообщению, возникает мысль, что существовала какая-то связь между этим преступником и женщиной с той же фамилией. В газете "Ивнинг Пост" за 9 апреля 1928 года высказано предположение, что Элизабет была женой Роберта, который дрался на призовом ринге арены "Хоккей в Яме". Однако колумнист Кристофер Джеймс допускает, что Вилкинсон – это сценический псевдоним, а не настоящая фамилия. Он считает, что она могла выбрать себе такой псевдоним, чтобы устрашать своих соперниц, поскольку имя этого ужасного человека было тогда у всех на устах. После её первого документированного боя в июне 1722 года, её бойцовская карьера продолжалась по крайней мере до 1728 года.

Prostitutes Fistfight
"Дуэль проституток" работы Поля Баллурьяна.
Из книги "Женское регентство в истории человечества".
Источник: MorphoGallery

Джеймс Пеллер Малколм (1810) ссылается на "Лондонский журнал" от 23 июня 1722 года, в котором содержится репортаж о бое между двумя женщинами: "Бокс на публике, стал с недавних пор популярным в Бер-Гардене (традиционное место травли медведей) как состязания мужчин, но до прошлой недели мы не слышали о том, чтобы таким образом состязались представительницы женского пола. И вот, впервые в "Театре Войны" в Хаксли состоялась длительная женская битва, у которой её участницы проявили небывалую доблесть перед немало удовлетворенной публикой" После этого описания было помещено следующее объявление: "Я, Элизабет Вилкинсон из Клеркенвелла, имевшая разговор с Ханной Хайфилд, требую сатисфакции и приглашаю ее встретиться со мной, чтобы боксировать на спор в три гинеи; каждая из нас должна держать в руке полкроны, и проигравшей будет считаться та, которая первой уронит монету на пол. "Элизабет Вилкинсон победила, а вскоре после этого она побила другую кулачную бойчиху из Биллингсгейта - Марту Джонс. О том поединке известно только, что он длился 22 минуты".

В книге 1890 года Джорджа Клинча "Мэрилебон и Ст. Панкрас [районы Лондона]: их история, знаменитости, сооружения и организации" написано следующее: "В дощатом доме на Мэрилбоун Филдс завтра, в четверг 8 августа (1723г.) состоится необыкновенный Боксерский Поединок за десять фунтов между корзиночницей Джоанной Хайфилд из Ньюгейт Маркета и городской чемпионкой по боксу. Такой битвы не было уже 20 лет, и эти героини так же храбры и сильны как древние амазонки. Зрителей ожидает огромное удовольствие от зрелища битвы этих доблестных бойцов женского пола. Они начнут поединок в обычное время, а до этого публику будут развлекать фехтовальщики на палицах. Ученик мистера Фигга, который прошлым летом вызывал на поединок мистера Стокса, будет драться до первой крови с учеником мистера Стокса за три гинеи. В прошлую среду бой не состоялся из-за погоды". Кстати, из этого сообщения можно сделать вывод, что двадцать лет до этого (то есть, в 1703 году) состоялись другие женские поединки.

По свидетельству Джеймса Пеллера Малколма (1810) кулачные бои за приз, как и травля медведей были запрещены в Лондоне по крайней мере до 1724 года, хотя полиция редко вмешивалась, чтобы остановить эти мероприятия.

Fistfighters posing
Бойцы перед боем.
Композиция из произведений в коллекции
Drew Hammond

Хотя Джеймс Фигг теперь считается "чемпионом ангийского бокса с 1719 до 1730", сам Фигг сильно удивился бы этому, поскольку был знаменит как фехтовальщик и боец в смешанных боевых искусствах (в те времена этим термином называли единоборства с различными видами оружия) – он состязался на квотерстаффах и кинжалах. Бокс был в те времена новинкой, и редкие боксерские поедини устраивались в созданном им театре. Это привлекало публику и приносило доход, но сам Фигг не участвовал в кулачных боях. Каждого участника боксерского или фехтовального поединка тогда называли "чемпионом", но Фигг считал ниже своего достоинства драться на кулаках. Так, что неверно считать его чемпионов в боях на голых кулаках. Самыми знаменитыми кулачными бойцами в 1725-26 годах был некий "Венецианский гондольер и англичанин по имени Уиттакер. Джеймс Фигг организовывал их встречи у себя в амфитеатре, рекламируя эти поединки как "честный бой" и имел с этого хорошую прибыль.

В "Анекдотах о манерах и традициях Лондона в 18-м веке" Малколм (1811) писал: "В августе 1725 года, на радость зрителей, в амфитеатре мистера Фигга на Оксфорд-роуд, отличающемся первобытноя свирепостью, произошла схватка. Чемпион Кента Саттон и мужественная героиня из того же графства вышли на поединок с лондонской парой – мистером Стоксом е его обожаемой напарницей. Был разынран приз в 40 фунтов – участнику или участнице этой схватки, нанесшему наибольшее количество порезов шпагой и 20 фунтов за наибольшее количество ударов квотерстаффом – это в дополнение к ценному подарку в коробке". Естественно полагать, что "обожаемой напарницей" была Элизабет Вилкинсон. Она стала партнершей мистера Стокса и продолжила свою борйцовскую карьеру за пределами ринга для кулачного боя – как фехтовальщица и мастер смешанных боевых искусств (повторимся, что так в те времена называли занятия различными видами единоборств). Ирландка, боец ММА, которая, видимо, не занималась боксаом, стала для Элизабет соперницей номер один. "Еженедельная Газета" от 2 октября 1726 года объявила о появлении ирландской Элизабет Вилкинсон (в заметке впервые упоминается, что Элизабет замужем): "Я, Мэри Уэлш, из Королевства Ирландии, знакомая с благородной наукой обороны, считающая себя единственной среди такого рода женщин в Европе и осведомленная о том, что в данном королевстве есть другая дама, проявившая себя в поединках на сцене, вызываю её на поединок на тех видах оружия, которые используются в её амфитеатре, чтобы доказать зрителям то, в чем я нисколько не сомневаюсь, что моё мастерство и мужество выше, чем у неё".

Нью Йорк Таймс от 23 июлся 1928 года цитирует лондонскую газету Дейли Пост за 1828 год: "Я, Энн Филд, погонщица ослов из Стоук Ньюингтон, хорошо известная умением боксировать и защишаь себя, имела стычку с миссис Стокс, считающейся европейской чемпионкой. Я вызываю её на честный поединок по боксу за 10 фунтов – с падениями и вставаниями; я желаю доказать своё превосходство и заставить её признать, что я – чемпионка сцены".

Prize fighting
Две дамы, болеющие за разных кулачных бойцов, решили решить спор кулаками.
Фрагмент гравюры 18 века

Ответ звучал так: "Я, Элизабет Стокс, жительница Лондона, не дралась с момента 29-минутного боя с пресловутой женщиной из Биллингсгейта, в котором я добилась абсолютной победы, это было 6 лет назад. Но поскольку пресловутая погонщица ослов из Стоук Ньюингтон посмела вызвать меня на бой за 10 фунтов, я заверяю ее, что я не упущу случая сразиться с ней за эту сумму. И нет сомнений, что оплеухи, которые я ей надаю, будут поувесистее, чем те, что она раздает своим ослам". То, есть, Элизабет Стокс и в конце своей бойцовской карьеры не оставляла призовой кулачный ринг. Бой между Венецианским Гондольером и Уитаккером продемонстрировал огромную популярность и прибыльность. Бой на голых кулаках между Элизабет Стокс и Энн Филд стал важнейшим событием представления 7 октября 1728 года, тогда как мужские бои явились андеркардом женского боя. Возможно, в этот же день состоялись представление с фехтованием на малых рапирах и мужской кулачный бой, но не за десять фунтов стерлингов, а всего лишь за одну гинею (это золотая монета, по стоимости приблизительно равная фунту)..

Возвратимся к поединку Элизабет Стокс с Мэри Уэлш. В большинстве раннних женских боёв на голых кулаках участвовали ирландки, часто упоминаемые как безымянные уличные женщины или проститутки. Мэри Уэлш, вероятно, была выдающейся спортсменкой, добившейся персонального признания. Она добилось славы в ММА до того как услышала имя Элизабет Вилкинсон Стокс. Мэри Уэлш также была опытным бойцом на кинжалах и квотерстаффах. Можно предположить, что она проиграла бой Элизабет Стокс, имевшей преимущество родных трибун. Что касается Элизабет Стокс, считалось, что она вышла замуж за Джеймса Стокса. Но исследователь Кристофер Джеймс Шелдон не смог обнаружить в архивах 1720-х годов их свидетельства о браке. Если предположить, что она вышла за него раньше, то этим можно объяснить прекрасное владение приемами ММА, ведь неоегко понять, каким образом она стала первоклассной фехтовальщицей и бойцом, ведь фехтование – это искусства, которому учатся годами. Возможно, она ассистировала своему мужу, также спорсмену ММА. Женские поединки с оружием были весьма жестокими и часто сопровождались множественными кровавыми ранами, особенно, если на кону был хороший приз. Вот как ответила вызванная на поединок Элизабет Мэри Уэлш: "Я, Элизабет Стокс из знаменитого города Лондона, известная как Непобедимая Городская Чемпионка за мое умение и достижение в боевой науке [ММА, то есть, с оружием]. Я никогда не сражалась с представительницами своего пола, и я всегда уходила с помоста с победой и с апплодисментами. И я без колебания принимаю вызов Ирландской Героини. Я не сомневаюсь в своих силах, и хочу поддержать свою репутацию и показать всем в своей стране, что я великолепно подготовлена к честному поединку и не уроню звание их Чемпионки". То есть, Элизабет Вилкинсон Стокс утверждала, что никогда не дралась в стиле ММА ни с кем, кроме мужчин. И это вовсе не так невероятно, как может показаться на первый взгляд – как это дженнтьбмен дерется с дамой. Известно, например, что в 1725 году знаментитый боец Нед Саттон участвовал в поединках на шпагах с женщинами.

Prize fighting
Кулачный бой на рынке.
Фрагмент гравюры 18 века

Джеймс Питер Малколм в своей книге 1810г. приводит газетное объявление 1727 года: "В понедельник 17 июля 1727г на Айслингтон Роуд состоится представление, на котором померяются силами две пары, которые обменялись посланиями. "Мы, Роберт Баркер и Мэри Уэлш из Ирландии часто оскверняли наши шпаги о жирные пуза тех, кто имел наглость оспорить наше мастерство. Теперь мы считаем необходимым бросить вызов мистеру Стоксу и его смелой амазонке-вираго и позвать их на сцену, на которой, мы надеемся, удовлетворим нашего господина, который поставил на кон двадцать гиней, которые достанутся той паре, которая нанесёт соперникам больше порезов. Победители также полдучат приз от устроителей. И, если наши шпаги, квотерстаффы, ярость, неистовство и решимость восторжествуют, наши друзья не будут разочарованы".
На это был получен следующий ответ: "Мы, Джеймс и Элизабет Стокс из города Лондона, давно и успешно прошедшие проверку возможностей и сил наших сильных тел, умелых рук и мужественных сердец, не можем не воспользоваться такой прекрасной возможностью и не принять вызов наших находчивых соперников, чтобы еще раз подвердить городу наш высокий авторитет на горе нашим антагонистам. Это будет последний выход Элизабет на сцену…" Пары будут сражаться в традиционных одеяниях".

Fistfight
Кулачный бой на улице
Фрагмент гравюры 18 века

Американский дипломат 19-го века Джордж Марш в своей лекции по английскому языку в 1961 году процитировал газету Нью-Йорк Трибюн за октябрь 1858 года, которая перепечала такое газетное объявление, относящееся к 1720м годам (это объявление отличалось витиеватым и труднопереводимым языком): "Я, Феликс Мэгвайр, главный специалист [по единоборству] Королевства Ирландии и тренер заслуженного бойца, мистера Холмса, который в этом сезоне дрался с самим знаменитым мистером Фиггом и заслужил апплодисменты зрителей. В среду, одиннадцатого числа текущего месяца, я имел честь лично сразиться с мистером Фиггом и нанести ему отличный удар в живот и добавив кое-что ещё, сумел убедительно доказать публике свое высокое мастерство. После чего он неожиданно вызвал на поединок присутствующую там миссис Стокс, титулованную, непобедимую, несокрушимую и непревзойденную чемпионку города. [Мистер Фигг] стал демонстрировать своё мастерство и при этом громко порицать технику и методику мистера Холмса. К моему глубокому сожалению, я вынужден был это видеть и слушать, а ведь, как я сказал, что указанный джентльмен – мой ученик. В связи с этим, я пользуюсь случаем пригласить мистера Джеймса Стокса и его жену Элизабет встретиться на поединке двое на двое – против меня и одной боевой дамы, которую я тренировал боевой науке с раннего детства и которая вряд ли уступит миссис Стокс, как некоторые могли бы подумать".

Действительно, успехи и титулы Элизабет Стокс и Джеймса Фигга привлекали других мастеров боевого дела, которые стремились вызывать их на поединки. Неясно, в каком стиле Феликс Мэгвайр сражался с Джеймсом Фиггом и чем он нанес ему удар в живот – кулаком или оружием, скорее всего, второе, поскольку Мистер Фигг был мастером именно в поединсках с оружиям, а не в боксе, как многие полагают.. Вышеупомянутый вызов – ещё один пример поединков смешанных пар в стиле ММА.


Виды холодного оружия, с которыми сражалась Элизабет Вилкинсон Стокс


Квотерстафф

Quarterstaff fight

Quarterstaff fight

Quarterstaff fight

Бои на квотерстаффах. Современные ролевые игры на фестивалях.

Квотерстафф (также стафф или короткий стафф) - традиционное европейское оружие (аналогичное пике, но без наконечника), которое использовалось в спортивных единоборствах, в особенности в Британии в Ранне Новое Время.


Шпага, рапира, легкая рапира и кинжал

Rapier fight
Поединок на рапирах в 18-м веке. Работа Юлиуса Клингера.
С сайта La Femme dans la Decoration Moderne

Rapier and dager fencing
Австрийская команда фехтовальщиц позирует с рапирами и кинжалами. Старинная открытка.
Сайт Университета штата Мичиган

Легкая рапира (или парадная рапира) - облегченная модификация шпаги и рапиры позднего Возрожденияs. Пик популярности легкой рапиры пришелся на конец 17-го, начало 18-го веков.
Кинжал. Большой боевой нож. Кинжал был очень популярен в фехтовальном деле и в качестве средства личной защиты в 17-ом и 18-ом веках. Кинжал был единственным оружием, которое дозволялось носить простолюдинам. Это оружие очень часто использовалось как вспомогательное при одноручном мече, шпаге или рапире. Его иногда называли "парирующий кинжал".


Каджел

Cudgels
Деревянные каджелы
С сайта Hoplology

Cudgels
Дуэль на каджелах. Работа Франсиско Гойя.
Сайт Comics-Posters

Cudgels
Деревенские мужчина и женщина, вооруженные каджелами. 18 век.
Страничка Chap-books of the 18th Century. 1882

Каджел или дубинка. Деревянный прут круглого сечения, традиционно изготовляемый из древесины ясеня; иногда снабжен полусферической рукояткой для защиты руки. Популярное фехтовальное оружие в Британии 18-го века.


Голые кулаки

Fistfight Fistfight Fistfight


Fistfight


Fistfight


Fistfight

Бой за приз на голых кулаках. Работа Полины Гудвин

Кулак является естественным оружием "невооруженного" человека. Люди с древнейших времен использовали кулаки в драках и в спортивно-боевых состязаниях.
Единоборство на голых кулаках - первоначальная форма бокса, которая происходит из античного кулачного боя, являвшегося одним из самых первых видов спорта на древнегреческих Олимийских Играх.


Fistfighter
Старинная кулачная бойчиха
в исполнении члена
Ассоциации Любительского Бокса Англии

Она сделала историю

В Краткой Истории Английского Бокса есть перечень ранних чемпионов: "Мужчины: 1725/26, Уиттакер, Пиртри, Гриттон. 1727б Джон Гриттон. Женщины: 1720е, Элизабет Вилкинсон Стокс". Элизабет Стокс была выдающеимся кулачным бойцом, независимо от пола. В то же время, мало оснований включать Джеймса Фигга в Галерею Боксерской Славы как бойца, а не промоутера бокса, кем он на самом деле был. И несправедливо, что "непобедимая английская чемпионка", Элизабет Вилкинсон Стокс, превосходно владевшая квотерстаффом и шпагой в поединках против мужчин, а до этого успешно сражавшаяся на голых кулаках, не попала в Галерею Боксерской Славы.

Когда мы изучаем историю, заманчиво обнаруживать в ком-то зачатки будущего развития того или иного направления жизни. Очевидно, что Элизабет Вилкинсон Стокс была предтечей спортивных единоборок будущего, причем не в одном, а сразу в нескольких видах единоборств. Это и бокс, и кикбоксинг (ведь в боях за приз использовали не только кулаки), и единоборства с различными видами оружия, в чём она достигла наивысшего успеха. И тем не менее, у нее не прослеживается прямых последовательниц, и она кажется некоей аномалией в мужском мире бокса и ММА.

Fistfighter
Гравюра Томаса Роуландсона
В восемнадцатом столетии распространение спортивного кулачного боя совпало с неожиданным сдвигом в отношении общества к отклонениям от общепринятых норм поведения (в том числе досуга) представителей обоего пола. В частности, в обществе стали осознавать, что женщины тоже способны наносить и держать удары.
Со страницы PrintShopWindow

Женщины занимались боксом в течение всего восемнадцатого столетия; за приз дрались не только мужчины. В 1795 году легендарные чемпионы Даниэл Мендоза и “Джентльмен” Джон Джексон даже были секундантами на поединке за приз в 11 гиней между миссис Мэри Энн Филдинг и женщиной, по кличке “Еврейка с Вентворт стриит”. Женщины дрались за этот приз в течение 80 минут, в течение которых было зафиксировано более 70 нокдаунов.

Местная газета графства Эссекс сообщала: "В августе 1793 года состоялся яростный кулачный бой в Элмстеде, возде Клемсфорда в Эссексе, в котором участвовали две ДАМЫ с боевым духом. Обнаженные до пояса и без головных уборов, они упорно сражались на равных в течение 45 минут. Девушки дрались отчаянно, несмотря на то, что одна из них была ужасно побита, так что можно было опасаться за её жизнь. Несмотря на попытки её жестокого мужа заставить её продолжать поединок, он был остановлен".

Женский бокс существовал и в начале 19 века. Например, 24 марта 1807 года ‘Морнинг Кроникл’ сообщал: "Несколько кулачных боев среди представителей низших классов состоялись в лесу Хомси, но один из них привлёк наибольшее внимание публики. Это был женский поединок между Бетти Дайсон, продавщицей рыбы и Мэри Мэхони, тоже рыночной торговкой. Эти амазонки дрались как мужики в течение 40 минут, до тех пор пока обе не стали ужасно обезображены от ударов. У Бетти распухли веки, и она уже ничего не видела, но у нее отсосали ланцетом кровь, и она мужественно продолжила бой, до тех пор, пока Мери не сдалась. Бетти получила пальмовую ветвь и приз в 5 гиней"

Последний известный бой довикторанской эпохи состоялся в 1822 году. Ирладка Марта Флаерти дрпалась с англичанкой Пег Кэри за серьезный приз в 17 фунтов 10 пенсов. Поединки среди женщин на голых кулаках собирали толпы зрителей. Эти зрелища устраивали для идущих на работу или для возвращающихся с работы работяг.

Boxing baroness Lady Barrimore В начале 1790х годов некая леди Бэрримор, которую называли "Баронессой бокса", занималась боксом, чтобы развлекать своего мужа, страстного поклонника бокса. История этой "боксерской баронессы" довольно любопытна. Бокс, или пугилизм (pugilism), как его тогда называли в Британии, являлся страстным увлечением графа Бэрримора. В те времена было модно среди знатных юношей и молодых мужчин заниматься боксом, даже Принц Уэльский развлекался этим в юные годы. Граф постоянно держал около себы спарринг-партнёра, а затем стал боксировать со своей любовницей, мисс Шарлотт Гаулдинг. Леди, которую даже трудно так называть, была и не знатной, и не богатой – она была дочерью торговца портшезами. Это, видимо, была страстная любовь. В июне 1792 года пара поехала заключать тайный брак в Гретна-Грин (пограничная шотландская деревня, где заключались браки между специально приезжавшими из Англии молодыми парами). Хотя до Шотландии они не доехали, но вскоре поженились, а новоиспеченная Леди Бэрримор наслаждалась спаррингом на голых кулаках со своим мужем. Но счастье длилось недолго, в 1793 году граф случайно нажал на курок мушкета и погиб в возрасте 24 лет, оставив жену в разорении. После этого она прожила долгую жизнь среди низов общества и проституток, где навыки кулас\чного боя были весьма полезны.

В Викторианскую эпоху женские кулачные бои были запрещены и проводились подпольно, пока в конце 19-го века, в период зарождения женской эмансипации не появились первые "чемпионки мира по боксу" (но это произошло в Америке).

Элизабет Вилкинсон Стокс является предметом имперской гордости Британии, которая видит в её жизни ещё одно подтверждени доблести своих мужчин и женщин. Но в конце 19-го века, когда возникли предпосылки распада Британской Империи, а Америка развивалась семимильными шагами, мужчины по обе сторны Атлантики стали переосмысливать свою маскулинность, они активно заялись теми видами деятельности, которые подчеркивали их мужскую природу и представляли их как атлетов и любовников, способных нападать и держать удар в таком виде деятельньси как бокс. Бокс,долгое время считавшийся чисто британским видом спорта и развлечения, которым занимались и мужчины и женщины, стал распространяться по миру как чисто мужской вид спорта. Мужчины создали мифологическую историю бокса, игнорируя Вилкинсон и возвысив лишь одного из её современников, Джеймса Фигга, хотя тот, хоть и был бойцом и промоутером бокса, но по сути, не был выдающимся боксером.

Надо отметить, что стойкая любовь британцев обоего пола к кулачным боям, в частности, существование женщин, подобных Элизабет Вилкинсон-Стокс, характеризует их национальный характер: гордость, упорство, жесткость, целеустремленность, энергию, независимость. Недаром до сих пор популярна песня: " Правь Британия! Правь волнами: Британцы никогда не будут рабами!" А еще можно сказать, имея в виду женщину, кулачного б Постойца: "Британка, правь морями..."


Как выглядели, где и как дрались и что надевали во время поединков Элизабет и другие бойчихи восемнадцатого века?

Поскольку известно очень мало подробностей о первых бойцах призового ринга женского пола, можно только делать предположения.
Необходимо поставить следующие вопросы:


- Каким социальным слоям принадлежали они?
- Как они выглядели и что надевали на поединки?
- Существовали ли правила и традиции женских поединков и какие?
- Какие приемы применяли бойцы женского пола?

Street prize fight
Street prize fight

Со старинной гравюры. Поединок за приз на лондонской улице, 18 столетие.
Женщины решили сразиться по правилам 'призовой арены', они разделись до пояса, прибрали волосы и стали свирепо драться перед возбужденной толпой, собравшейся вокруг бойцов и подбадривающей их. Забыв о правилах призового ринга, они вцепились друг в друга буквально зубами и ногтями" - подпись под гравюрой
По-видимому, это наиболее достоверное изображение женского поединка топлес за приз. Обычно в подобных уличных поеинках участвовали проститутки.
Иллюстрации из книги Аллена Гуттмена "Женский спорт. История" (Columbia University press, 1991)

В отличие от бойцов-мужчин, женщины призового ринга принадлежали к низшим слоям британского общества – они подвергали своё здоровье и жизнь серьёзной опасности с целью заработать несколько пенсов. Знаменитая Элизабет Вилкинсон Стокс начинала свою бойцовскую карьеру как женщина из низкого сословия, состязаясь с торговками с рынка и с погонщицами ослов. Ткм не менее, она выросла в умелого сильного бойца, который боролся с соперниками обоего пола не только с помощью кулаков, но и с различными видами холодного оружия. Вероятно, к концу своей карьеры она поднялась по социальной лестнице, хотя выступление на сцене не рассматривалось тогда как слишком уважаемая профессия.

стати, призом победительнице не обязательно являлись деньги, это мог быть стакан джина, новая одежда и даже мужчина. Таким образом, любой поединок или драка, которые велись по принципу "победитель забирает всё", можно рассматривать как призовой поединок.

Prize fighting Большинство женщин-бойцов были очень бедны, и у них часто был всего один набор одежды, ведь это была домануфактурная эпоха. Поскольку бой за приз был кровавым действием, женщины "закрепляли волосы и обнажались до пояса", чтобы не испортить свою одежду. Это подтверждается свидетельствами современников о том, что женщины часто дрались топлес, особенно проститутки. Остаётся неясным, могли ли они приспустить верхнюю часть одежды или надевали юбки. Возможно, они дрались в нижних панталонах или даже голые.

На самом деле, профессиональные единоборцы, выступавшие на сцене перед приличной публикой, носили специальную униформу. Согласно одному из газетных сообщений о поединке миссис Стокс и Мэй Уэлш в октябре 1726 года, они выступали в закрытых жакетах, коротких юбках, чуть прикрывающих колени, в голландских панталонах, белых чулках и в туфлях-лодочках. Характерно, что одежда женщин-бойцов (весьма, кстати, практичная) так подробно описана, в то время как мало кого интересовала унифлрма бойцов-мужчин. Весьма вероятно, бойчихи собирали свои волосы в пучок, чтобы они не мешали обзору.

В британском документальном сериале 2012 года "Файт-клуб. История насилия" женские поединки 18-го и 19-го веков были преподнесены как своеобразные кетфайты без правил, а не как чистые кулачные бои. Хотя девушки в этом фильме не дрались топлес, а в характерном для того времени нижнем белье простолюдинок, было отмечено, что девушки на самом деле могли иметь существенно меньше одежды, чем та, которую изображали актрисы. Историк из Британской Библиотеки сказал, что не существует реальных описаний кулачных боёв Элизабет Стокс, в то время как найдены документальные свидетельсва её поединков с оружием.

Prize fighting Обсуждая этот документальный фильм, Полина Гудвин, профессионал в исторической женской одежде, заявила, что считает вполне вероятным то, что Элизабет Стокс боролась в подобной одежде, то есть в простой камизе (старинная ночная рубашка), особенно на выступлениях, где она демонстрировала свое боевой искусство на мужчинах. Она также могла носить тесные панталоны и легкие туфельки (а не тяжелые ботинки). Полина Гудвин изобразила Элизабет на тренировке на открытом воздухе, представив её крупной плотной девушкой.

Ещё одно свидетельство: "В 1768 году в Амфитеатре, "производительница синяков Пег", в белых чулках и в голландских панталонах одолела всех соперников, к удовольствию. Нескольких сотен зрителей".

Согласно всем имеющимся свидетельствам о женских боях, большингство из них были предельно жестокими и кровавыми и продолжались до тех пор, пока одна из участниц физически не могла продолжать бой. Тем не менее, было разработано специальное "гуманное" правило для женщин, так называемо "правило пол-кроны" (предположительно изобретенноен самой Элизабет Вилкинсон Стокс), заключающееся в том, что каждая из бойчих держит в руке полкроны, и та, которая во время боя первая уронит её, считается проигравшей.

Теперь попытаемся ответить на последний (но не второстепенный) вопрос, какие париемы исполдьзовали бойчихи за приз. Некоторые полагают, что это были бои, напоминающие "бои без правил", то есть применялись не только удары кулаками, но так же шли в ход ноги, применялись захваты, броски и тягание за волосы. Поединки практически велись без правил и без лимита времени, и самыми эффективным приемами были удары в лицо и царапанье лица и груди соперницы. Такой дикий бокс был особенно популярен среди ирландок самых низких слоев, и вполне естественно репортажи таких боёв никто не вёл. Но с принятием "правила пол-кроны", женские поединки стали больше похожи на современный бокс – соперницы наносили удары кулаками, главным образом, в лицо, стараясь так потрясти соперницу, чтобы она выронила монету (монета в полкроны имела в диаметре около трех сантиметров). Это было весьма остроумное нововведение, которое позволяло избежать диких хаотических действий, вроде царапанья и дерганя волос, при этом вводился лимит времени. Эти правила превращали женские поединки в благородный спортивный бокс. И важно отметить, что это было читсто женское изобретение, в то время как кровавые мужские бои того времени заканчивались только нокаутами.

Как уже было сказано, британки начала 18-го века начинали свои кулачные бои на аренах для собачьих боёв, поэтому женские бои тогда называли кошачьими, в противоположность собачьим. Таким образом, первоначальный термин кетфайт относился к реальному кровавому и жестокому женскому бою за приз. Поскольку в тех боях применялись не только удары кулаками, их можно назвать боями "без правил", которые сейчас величают смешанными боевыми искусствами (в то время как тогда так называли владение несколькоми видами холодного оружия). Другими аренами женских боёв были бары и сараи. Когда Элизабет вышла замуж за Стокса, владельца призового ринга, она стала выступалть в его амфитеатре и вероятно выступала больше как фехтовальщица, а не как кулачная бойчиха.

Таким образов, вполне справедливо считать британок пионерами рукопашного боя за приз "без правил". Более того, именно британки ввели благородные условия проведения боксерских поединков , которые уменьшали жестокость на ринге, насколько это возможно в кулачных боях. В связи с этим, Элизабет Вилкинсон Стокс вошла в история не только как первая женщина – боец призового ринга, но также как изобретатель благородных правил бокса. И помимо этого, она была непревзойденной в единоборствах с различными видами оружия – квотерстаффом, кинжалом, мечом и каджелем.


Художественный взгляд на Элизабет Вилкинсон Стокс и ее боевых современниц

Pugilist
Вот так художница и специалист по истории одежды, Полина Гудвин, представляет себе Элизабет Вилкинсон Стокс на тренировке в саду

Pugilism
На этом рисунке представлен кулачный
поединок на призовом ринге двух женщин, одетых только в юбки.
Композиция по работам художника Calvados

Pugilist
Элизабет Стокс победила соперницу в поединке на квотерстаффах.
Работа художницы Gina

Bare knuckled fight
Так Полина Гудвин представляет себе старинный женский кулачный бой.
Из её альбома на сайте DeviantArt

Pugilism
Женский бокс в эпоху Георгов (1714-1830) включал в себя
не только удары кулаками, но также и захваты и броски.
Композиция из произведений из коллекции Drew Hammond's collection

July 30, 2008
Обновление: Август 2014

Эксклюзив Клуба Женских Единоборств



Источники (по-английски)

'A History of Women's Boxing' by Malissa Smith

Women’s Sports: A History" by Allen Guttman (Columbia University press, 1991)

Fair Fight: an illustrated review of boxing on British fairgrounds by Dr. Vanessa Toulmin (World’s Fair Ltd, London, 1999)

"Anecdotes of the manners and customs of London during the Eighteen Century"

Anecdotes of the manners and customs of London from the Roman invasion to the year 1700 by James Peller Malcolm, 1811

"Bare Fists: The History of Bare-Knuckle Prize-Fighting" by Bob Mee

Social Life & Customs in London. Book Reviews

Pierce Egan. Boxiana: sketches of ancient and modern pugilism, 1824

Eighteen Century boxing by Randy Roberts

'1720s English MMA Fighter: Elizabeth Wilkinson Stokes' by Christopher James Shelton

The Martial Chronicles: Fighting Like a Girl by John S. Nash.

History Channel: 'Fight Club: A History of Violence'

The Boxing Baroness

Lives of the Most Remarkable Criminals

'Disappearance: How Shifting Gendered Boundaries Motivated the Removal of Eighteenth Century Boxing Champion Elizabeth Wilkinson from Historical Memory' by Christopher Thrasher,


Британки в уличных кулачных боях - в работах художников

Female Bruisers
"Разносчицы синяков", работа Джона Коллета, 1768г. Холст.
Со страницы Stuart S. Laing


Sal Dab giving Monsieur a reciept in full

Сэл Дэб угощает месье по полной программе". Кулачный бой рыбачки и француза
Антифранцузская сатирическая гравюра
Пока жена рыбака дубасит француза, торговка рыбой поднесла к его заднице омара, который кусает его.
Гравюра Джона Коллета. Май 1776. Глубокая печать с ручной раскраской.
British Museum


pugilists
Дамский бой. Сатирическая гравюра 18 века


Knockout
Театральный нокаут


Outdoor Pugilism
"Не способна вернуться к черте"
"В 18 и 19м веках в Англии, сбитый с ног боец должен был вернуться в центр земляного ринга, к нацарапанной на нем черте в течение определенного времени - до счета десять"
Из коллекции Drew Hammond

Knockout
Кулачный бой под мостом и чествование победительницы.
Рисунок из "Национальной Полицейской газеты", 1890е годы


>> История женских единоборств

>> Они делали историю

>> Кулачный бой в старину

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление: 15 сентября 2014

Last updated: September 15, 2014


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved